Полимодальная супервизия
Супервизионный процесс на всех этапах профессиональной деятельности является значимым для каждого психолога-консультанта, психотерапевта, тренера и специалиста других помогающих профессий.
Цель Супервизии повышение качества психотерапии, консультирования, тренингового или обучающего, коммуникативного процесса.
Супервизия — это профилактика профессионального выгорания, эффективная форма обмена опытом, роста и поддержания профессионализма.
Именно супервизионный процесс позволяет гармонично включать инновационные составляющие в повседневную практику профессионала.
Участие в супервизии создаёт необходимые условия для эффективной работы профессионала и возможность коллегиального контроля её качества. Супервизия предназначена помогать специалистам преодолевать сложности в работе с клиентами.
Супервизия является лучшим способом роста профессионального мастерства и преодоления профессионального выгорания для специалистов помогающих профессий.
12-м съездом ППЛ было принято “Положение о супервизоре ППЛ”, институализирующее супервизию в Профессиональной психотерапевтической лиге. Этим положением вводятся новые критерии для присвоения специалисту статуса супервизора. Профессиональная психотерапевтическая лига продолжает программу подготовки профессиональных супервизоров и развития профессиональной супервизии в сообществе психологов и психотерапевтов.
Супервизор это не только важный статус, но и особая специальность в мире психологии и психотерапии. Уникальная возможность для профессионального и личностного роста.
Основная цель супервизии — помочь консультанту осознать свои затруднения в работе с клиентом, получив компетентную обратную связь от профессионалов психотерапевтов, психологов, консультантов.
Сам сеттинг полимодальной супервизионной группы обуславливает создание соответствующей "благотворной среды" для заявляющего к рассмотрению супервизионный случай. Бережная организация целостного психодинамического пространства супервизии преследует цель уменьшения влияния привнесенного бессознательного клиента на психодинамику в группе и способствует ментальной целостности участников полимодальной супервизии. Для минимизации предпосылок «разрозненности» пространства супервизии, также важен момент вербализации специалистами «взгляда из фокуса» представленной школы, модальности. Он должен быть максимально «унифицированным», ненавязывающим и понятным другим участникам полимодальной группы и самому супервизируемому. Избыточная аналитическая составляющая полимодальной супервизии без акцентирования внимания на синтезе психических процессов, не способствуют «лечению процесса лечения» через психодинамический фактор.
Супервизор должен иметь ясность о личных смыслах, ценностях и целях, иметь профессиональный метавзгляд на происходящий процесс. Ему важно чувствовать изменение динамики и обязательно отмечать и озвучивать динамический аспект групповой супервизии. Поддержание формата группы от размывания – необходимое, но недостаточное условие успешной супервизии. Когда поле супервизии наполняется конгруэнтностью идущей от супервизора, психодинамическое пространство полимодальной супервизии становится ресурсным, исцеляющим.
Он одновременно выступает и в роли опытного эксперта и в роли наставника. Параметры речи ведущего (высота, тональность, паузы), его безусловность и некоторая размытость суждений, отсутствие утверждений - всё это способствует собственным открытиям супервизируемым. Это основное сходство в подходе супервизии и психодинамической психотерапии.
Осознанность и направленность психических процессов, их вербализация – вот кратчайший путь к достижению целей супервизии. Вместе с тем, через созданное в полимодальной супервизии целостное психодинамическое пространство, одновременно с решением задачи помощи специалистам в их профессиональном росте, успешно реализуется и лично-терапевтическая составляющая, как основной запрос на сам предмет супервизии.
Таким образом, благодаря созданному в работе группы психодинамическому пространству, за счёт вариаций защитных механизмов психики участников происходит здоровая деривация, внутренний поиск выборов. Опыт, мудрость и конгруэнтность супервизора определяют его способность реализовать исцеляющий аспект самого психодинамического пространства, как в контексте запроса личной терапии так и «терапии самой терапии». Этот фактор во многом и предопределяет эффективность полимодальной супервизии.
К участию в супервизионной группы приглашаются психологи и психотерапевты любых модальностей.
психолог Солоненко Ольга 87017321730