Наука о психологических типах
Начиная с давних времен человечество, пыталось разделить людей в обществе на определенные группы, используя: астрологию; врожденные признаки; нормы поведения разных народов; национальность; признаки поведения; телосложение и т.д. Все эти методики лишь приблизительно описывали характеры, советуя, как действовать в различных ситуациях и как избежать споров и непонимания. Некоторые из них оказались очень близки к характеристикам в соционике.
Основателем психоанализа считают Зигмунда Фрейда (1856-1939), который стал рассматривать психику человека как определенный механизм. Фрейд изучал работу сознания и подсознания, а также связь между ними. Он имел дело преимущественно с больными людьми и искал возможные методы их лечения и психологической помощи. Фрейд разделил людей по поведению в ситуации стресса. Впервые в истории были выделены две важнейших составляющих - структура (строение) психики и функционирование (работа) психики. В связи с этим стало возможно отобразить работу психики, создав ее модель.
Это сделал Карл Густав Юнг (1875-1961) - психиатр, основатель аналитической психологии. Он изучал психику здорового человека и исследовал причины нервных заболеваний. Помимо этого, именно у него родилась идея о возможностях человека воспринимать информацию из окружающей среды различными функциями психики, по определенным аспектам информации (каналам). Юнг разработал концепцию о восьми типах личности и ввел понятия - функции и каналы психики.
С развитием науки и современных технологий увеличился объем информации, развились способности человека принимать ее и перерабатывать. Информация обрабатывается в каналах психики, в связи с этим в психике происходят изменения. Юнг открыл, что в процессе взаимодействия со средой, изменения личности человека зависят от строения его психики (мышление, поведение, характер). Юнг изучил механизм человеческих взаимоотношений, объяснил, что функции, которые у одного типа личности сильны в сознании, у другого более проявлены в подсознании. Это притягивает людей друг к другу, так образуются дуальные отношения.
В начале XX века западная психология развивалась как практическая наука, образовалась новая область - типология. Исследования Юнга в этой области продолжила американка Катерина Бригс, которая в 1942 году посещала его лекции. Вскоре к исследованиям К. Бригс присоединилась ее дочь Изабелла Майерс Бригс. В своей исследовательской работе они подробнее вникли в различия проявлений творческой функции 2-го канала, что привело к расширению типологии Юнга до 16 типов. В обозначении функций обе американки использовали сокращения наименований по Юнгу, но шкалу «рациональность - иррациональность» (о ней речь пойдет дальше) истолковали по своему пониманию, которое отличается от начальной идеи Юнга. По приоритетным функциям в определенной последовательности они разместили врожденные признаки характера, которые можно назвать кодами характеров. И.М.Бригс составила тест по определению типов, но нельзя сказать, что этот метод дает точное их определение.
В то время, когда США совершенствовали новые методы определения типов, литовский педагог, математик и социолог Аушра Аугустинавичюте (1937-2005) провела практические исследования в поисках типологических объяснений. На это ее побудила многолетняя педагогическая практика и наблюдения как преподавателя высшей школы. Она серьезно принялась за изучение теории Юнга и в 1979 году создала собственную модель построения психики. А.Аугустинавичюте ввела систему символов для обозначения психических функций. Своему детищу она дала имя - модель «А».
Открытие Аугустинавичюте было подобно взрыву в психологии. Модель «А» опровергла расхожее представление, что все люди одинаковы. Она определила существование 16 социотипов с врожденными способностями и признаками характера. Поэтому именно Аушра считается основателем соционики. Юнгом создана теория типов личности, Аушрой - теория социотипов. Врожденные способности определяются врожденными же чертами характера, его сильными и слабыми сторонами. Эти черты в течение жизни не меняются. Изменяться может только личность человека. На нее оказывают влияние: воспитание, образование, профессия, политические события, климат, национальные территории (этнос), религии, заболевания и другие обстоятельства.
Аушра: объединила психологию, социологию, информатику; создала систему знаков (символов) соционики, которые объясняют закономерности взаимоотношений; создала 16 моделей психики; разработала таблицу межтиповых отношений (в этом ей помог ее ученик В.Ляшкявичус, который наглядно показал спектр отношений и взаимодействие между социотипами); охарактеризовала виды обмена информации в обществе, культуре и этносе. С 1980 года соционика становится отдельной, отличающейся от психологии, наукой.
Где еще может найти применение соционика. Практика уже показала, что в самых различных областях, где речь идет о человеке как о личности и об отношениях между людьми.
Это во-первых, профессиональная ориентация. Соционика поможет правильно выбрать наиболее подходящий для данного человека вид деятельности, где бы он мог наиболее полно проявить свои способности.
Соционика поможет вам лучше понять себя, выявить свои слабые и сильные стороны и подскажет в каком направлении следует развиваться. Она поможет вам понять других людей и, исходя из этого, подскажет, как строить отношения с конкретным человеком.
Соционика подскажет вам как строить свои взаимоотношения с деловым партнером, исходя из его и ваших личностных особенностей. Поможет строить взаимоотношения в коллективе и по возможности вносить коррективы в свое поведение.
Соционика поможет создать работоспособную слаженную команду для решения производственных и других задач. Особо хотелось бы сказать о так называемых квадрах - четверках наиболее совместимых типов. В соционике 16 типов делятся на квадры - по 4 типа в каждой. Участников квадры объединяет определенная общность интересов, а главное — отсутствие возможностей конфликта. Друг друга они всегда понимают, за словами и поступками нe замечают ничего обидного. Совместная работа исключительно плодотворна и производительна. Квадры можно образовать из достаточно большого количества людей, притом совершенно не обязательно, чтобы каждого из типов ИМ было бы одинаковое количество. Примечательно, что, если в такую группу попадает человек из другой квадры, он или чувствует себя исключительно неуютно, или ставит в такое положение всю квадру.
Особый интерес представляет применение соционики в педагогике. Разработана и уже используется на практике концепция обучения, учитывающая типы личности как учеников, так и учителей в школах. Использование такого подхода повышает успеваемость учащихся и улучшает психологический климат в классах.
Наконец, она может найти применение в медицине. К примеру установлен факт, что определенные типы чаще страдают определенными заболеваниями. Например, логические экстраверты чаще болеют сердцем, этические экстраверты - почками, интуитивные экстраверты - желудком, поджелудочной, печенью. Установлено также, что функции психики человека связаны с так называемыми "чакрами" - энергетическими центрами организма, которые в свою очередь связаны с определенными органами человека. Исследования в этой области также ведутся.