Реклама от asia.kz: Создайте себе сайт-визитку бесплатно!
Конструктор сайтов и интернет - магазинов в казахстане
asia.kz/create/site/

Психологическая поддержка и помощь 

 
 
Главная » Полезно знать »

Архетип Дурака в картах Таро - путь индивидуации. Аналитический взгляд.

 

                       Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает  благо.                                                                                                                                                                                                                                         Мефистофель (Гёте,  Фауст)                                                                                                                      

 
        Эзотерическая система карт таро только для скептиков остается лишь гадательным инструментом. Карл  Юнг не успел рассмотреть систему архетипов таро иначе бы ее причислили к полноценному психотерапевтическому инструменту. Но многие психологи сейчас очень успешно пользуются этой системой как на прямую так и при помощи активного воображения арканов или медитаций на аркан.
        Символ системы таро имеет глубокий смысл  со стороны интерпретаций юнгианцев так как он представлен в виде квадрата и заключенного в него треугольник с точкой посредине.  Квадрат как символ материального мира и стабильности, символ устойчивости и формы. В квадрате проявлены младшие арканы по 14 с каждой стороны.  Треугольник же  соответствует  Старшим Арканам по 7 с каждой стороны. В центре в качестве точки или семени, в качестве источника или изначального принципа представлен Старший Аркан Дурак. Таким образом на схеме мы видим привычную юнгианскую  мандалу , где из первопринципа появляется мир архетипов, по которым дурак или дух в виде точки начинает свое путешествие. Мир архетипов Страших Арканов эманируется или проявляется через мир материи.  Аркан дурак идет под цифрой ноль, что означает мандалу или целостность, тотальность всего сущего.

Архетип Дурака в картах Таро  путь индивидуации Аналитический взгляд

      Основная Архетипическая идея Дурака – это идея архетипической целостности. 

     Шут Таро, как нулевая карта, предполагает переход от неизвестности и пустоты (или наоборот, полного смешения) Хаоса к выстраиваемому - уже на других картах - Космосу. Это "небытие, переходящее в проявленность", по выражению Кроули. Шут - это и есть точка перехода от свободы и неизвестности к потенциалу всей реальности. В этом образе еще нет следующей стадии - построения мира, она только начнется с Магом (I арканом). Но тут есть первый шаг! В неизвестность. И к реальности. Дюкетт, исследователь и интерпретатор трудов А. Кроули, отмечает: "По большому счету, не существует двадцати двух старших арканов. Есть только один Дурак, а все остальные Старшие арканы содержатся в нем и из него исходят". А Салли Николе указывает: "...среди этого очевидного хаоса начинает появляться узор. Таким образом, Шут представляет собой своего рода мостик между хаотическим миром бессознательного и упорядоченным миром сознательного". 

Шут – это божественное состояние Вселенной и человека – традиционно связывают с местом пребывания души до зачатья, а также с внутриутробным и младенческим периодами развития. И это такое качество, когда мы еще не отделяем Я от Мира. Здесь нет границы между внутренним и внешним, нет осознания себя, своего бытия. А значит нет и понимания своих возможностей или не возможностей, что дает абсолютная свободу. Свободу быть любым. И с этим неразделенным космическим сознанием человек приходит в этот мир.

Дурак  - это то изначальное из чего произрастает сознание. Дух же есть свобода, идея абсолютного творчества.

 «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над

бездною, и Дух Божий носился над водою.

 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.»

 Библия, Ветхий Завет

Следующий интересный аспект архетипа Дурака – это то, что он являет Дух времени.  И по изображениям колод Средних Веков, Эпохи Просвещения, 20 века можно проследить трансформацию Архетипа шута. А а так же проследить изменения в культуре всего человечества.

Первое изображение Дурака с которым мы встречаемся в Эпоху Средних Веков являет нам колода Висконти Сфорца.

 Здесь Дурак представлен в виде юродивого.  Юродивый был целью насмешек, но лишь он мог высказывать все то, что было направлено на критику социальной жизни.

Борьба Великого поста и Карнавала  - было основной темой конфликта того времени. При чем Дурак с дубиной являл образ Великого Поста врывающегося в Карнавалы и уничтожающие их. Это трагичные Средневековые времена, где дух радикально противопоставляется материи.  Здесь дух отделен от телесности. Последствия этого известны из истории Средневековья.

Следующий интересный аспект архетипа Дурака – это то, что он являет Дух времени.  И по изображениям колод Средних Веков, Эпохи Просвещения, 20 века можно проследить трансформацию Архетипа шута. А а так же проследить изменения в культуре всего человечества.

Первое изображение Дурака с которым мы встречаемся в Эпоху Средних Веков являет нам колода Висконти Сфорца.

 Здесь Дурак представлен в виде юродивого.  Юродивый был целью насмешек, но лишь он мог высказывать все то, что было направлено на критику социальной жизни.

Борьба Великого поста и Карнавала  - было основной темой конфликта того времени. При чем Дурак с дубиной являл образ Великого Поста врывающегося в Карнавалы и уничтожающие их. Это трагичные Средневековые времена, где дух радикально противопоставляется материи.  Здесь дух отделен от телесности. Последствия этого известны из истории Средневековья.

Далее мы видим изображение Дурака в эпоху Просвещения в Марсельском таро.  И здесь Дурак все еще сумасшедший и несет негативные аспекты.  Собака, срывающая  штаны, символизировала бессознательные низшие черты личности и Дурак в силу своей глупости идет туда куда не знает сам. Если связать эту карту с эпохой Просвещения, то в то время человечество провозгласило культ разума. И тут же оно проявилось в психической инфляции общества.  Так как мы знаем, что как только сознание отождествляется с одной частью или с одним комплексом оно становится беззащитно перед своим же бессознательным.

Поэтому цель юнгианства не совершенство, но целостность. 

 Очередное проявление Шута в более позднем времени просматривается при помощи колоды Эттейлы.

Придворный шут выступал привилегированным арбитром в делах нравственности, и ему было дано право насмехаться над королем и придворными или владельцами замков.” […] “В системе, где другим было трудно осуждать главу политической единицы, мы находим институализированного шутника, функционирующего на самой вершине этой единицы… шутника, способного выразить чувство оскорбленной нравственности.” Важно подчеркнуть здесь что шут являлся институализированным.  То есть признанным Королем и включенным в социальную систему. При этом Придворные Шуты обладали чертой наблюдательности и вездесущности. Когда их воспринимали Дураками они в это время ведали тайнами царского двора. И Король советовался по вопросам государственной важности именно с Шутом.

“Грозный был своеобразным представителем смеховой стихии древней Руси.” […] Затеянная Грозным опричнина имела игровой, скомороший характер. Опричнина организовывалась как своего рода монастырь с монашескими одеждами опричников как антиодеждами, с пьянством как антипостом, со смеховым богослужением, со смеховым чтением самим Грозным отцов церкви о воздержании и посте во время трапез-оргий, со смеховыми разговорами о законе и законности во время пыток и т.д.” Грозный не посмел посягнуть на социальный порядок с позиций самого этого порядка. Он использовал прием выхода из этого порядка в сферу антипорядка и оперся на него, натравив хаос на порядок, с которым он воевал. Опричнина была затянувшимся карнавалом, внедренным кровавыми ударами в официальный социальный порядок. Смех здесь не главное (какой уж там был смех!). Главное – привычка общества к институализированным формам расшатывания социального порядка.

Следующий важный переход был проявлен в колоде Райдера Уайта. Здесь Дурак уже принимает положительные черты. Он идет по краю пропасти, но не падает  в эту бездну

Фигура Иванушки-Дурака , который может сделать то, что три брата не могут в силу того, что тонт попросту не знает что это сложно!  А три брата понимают, что это сложно, поэтому для них это не выполнимо. Это ум, который любит нам расставлять ловушки и вгонять нас в догмы. Если мы не знаем о том, что задача сложная, то вероятность, что мы ее выполним очень даже велика.

Об этом нам ведает именно интерпретация Уайта. Собака в левом углу обозначает букву еврейского алфавита Алеф. Которая трактуется как ветер , легкость.  Она похожа на свастику в своем изначальном виде или на вентилятор, который начинает разворачивать творение Вселенной дыханием. Путь Алеф расположен на Древе Кабаллы от Первоначала до проявления в материи. Этот Дух который оживляет материю в виде тела.

И Дурак начинает свое путешествие по миру материи, проходя все то, что он должен пройти.

      Шаг за Шагом Дурак становится наполнен противоположными смыслами и появляется то, что называется двойственность в нем заключенная.

      Алистер Кроули отождествляет Архетип Дурака с несколькими Архетипами.

      Парсифаль, который единственный из рыцарей способен обрести Святой Грааль.  И в очередной раз он может его обрести в силу того, что он не знает что это сложно.

      Зеленый человек весны – как символ изначального роста всего. 1 апреля является очень сакральным праздником. Тогда, когда общество в Древние времена становилось с ног на голову. Это последователь Пира Дураков в Средние века и Сатурналий ранее.

      Горпократ – божественный ребенок. Как манифестация Самости. Он проходит круг Архетипов из  И здесь можно найти информацию в статье Юнга «Божественный младенец, Предвечный младенец предвечного времени»Аркана и возвращается к самому себе.

      Образ Бафомета как первичного двуполого первочеловека, как андрогинна. Здесь Бафомет – тот тот первочеловек, Антропос, который представляет Адама до его разделения. 

        Дурак он тот, кто соединяет противоположности. И в этом смысле несет Трансцендентную функцию – способность соединять противоположности и рождать третье состояние.  Если мы осознаем конфликт и держим в голове две противоположности и если мы не отрекаемся ни от одной из них, то в какой то момент  на пике напряжения появляется нечто третье, что соединяет эти противоположности. Это третье является из области трансцендентности.

       Подводя итоги можно сказать что Дурак  - это то чего начинается путь, это сам идущий, с которого начинается разворачивание творения Вселенной и мира!

 

Солоненко Ольга Вячеславовна

 
 
 
Пожаловаться на сайт