Сайт создан на конструкторе asia.kz.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!

Психологическая поддержка и помощь 

 
 
Главная » Полезно знать »

Проблемы профессии психолог. Или долгий путь к исцелению себя и других.

             Профессия психолога или психотерапевта  в нашей стране существует относительно давно, а в последнее время так много выпускников соответствующих факультетов, что  превысило потребности общества в психологах.  Тем не менее, наличие большого количества психологов никак не улучшает ситуацию с психическим здоровьем  и благополучием населения.

Причин на самом деле масса. И хотелось бы рассмотреть эти причины с двух сторон, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.

О том, как происходит становление психолога – практика рассказано много и хотелось бы выделить основные этапы развития его профессионализма и практической деятельности. Потому как в первую очередь, будут ли у этого психолога клиенты,  зависит от него самого и от его внутренней готовности  как специалиста.

  То, что происходит во время обучения в ВУЗе разделим на постепенное разочарование, как от самой профессии, так и от идеализированных преподавателей. Через эти кризисы студент получает совершенствование себя как личности  и понимания через себя о личностном росте.

Таким образом можно сразу же поделить на несколько начальных этапов становление психолога – практика , которые он проходит как в ВУЗе так и в принципе в послевузовском образовании:

1. Восторженно-романтический, когда все еще рисуется в лучших перспективах и до «серьезных» разочарований он еще не дорос.  Это своеобразная  база позитивного отношения к психологии и ресурсного состояния.  Как  мы знаем, которые стоят дорого.

2. Этап самоутверждения, когда будущий психолог или уже практик узнает что-то особенное  и овладевает какой-то «экзотической» методикой. Это в дальнейшем и будет формировать его  чувства собственного достоинства.

3. Первые разочарования, а потом и последующие глубокие кризисы. Это наиболее ответственные этапы развития личности как психолога. И здесь как раз решается, будет ли он дальше практиковать или они его «сломают» . Как мы наблюдаем большое количество психологов не работает по специальности. На этом этапе важнейшим условием преодоления кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и последующей работе. Заметим, что смыслы должны быть найдены самостоятельно, только тогда  они станут личностными.

4. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем с использованием материала как теоритического, так и практического.  И здесь психолог проживает сам то, что в последующем будет помогать его клиентам.  Здесь хотелось бы включить так же личную терапию, которую психолог- практик просто обязан проходить для того , чтобы стать ценным специалистом. Только внутренний опыт сможет  помочь понять клиента.

5. Становление психолога как мастера творческой работы и импровизации. И здесь на этом этапе сливаются методология, теория и практика, что будет говорить о высокой подготовленности такого специалиста.  Здесь не менее важны личнсотные с

    Этапы становления цикличны  и могут сменять друг друга в процессе  работы психолога-практика.  Эта смена позволяет развиваться такому специалисту. Но могут быть и фиксации на каком-то периоде, что негативно сказывается на профессионализме. Динамика – залог  здорового развития психолога-практика. 

Помимо проблем самого психолога как развивающееся личности существует так же этические проблемы и «соблазны» практического психолога именно уже во взаимодействии с клиентом.

1. Проблема (она же — «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, перекладывая на них всю ответственность за свои действия. И многие эту ответственность берут за клиента, что оборачивается печально для самого специалиста

2. «Соблазн» следования «методическим модам», когда психолог, приобретая и осваивая очередную новомодную методику, как бы самоутверждается среди своих коллег (или среди впечатлительных клиентов), как бы заявляя, что «я на высоте», «я использую самые–самые лучшие методы работы»… Хотя известно, что и новомодные методы не всегда оказываются действительно лучшими. С одной стороны, понять такого психолога можно, поскольку он реально стремится улучшить свою профессиональную деятельность, а иногда и повышает этим свою профессиональную квалификацию. Но, с другой стороны, в погоне за очередной новомодной методикой или технологией психолог часто затрачивает слишком много сил, времени и денег (известно, как много ловких «продавцов» новых и не до конца апробированных методик делают себе на этом целые состояния). А главное, в погоне за методическими «новинками» психолог не осваивает по–настоящему одну методику, как на «рынке методик» появляется следующая мода и т. д., и все это в итоге нередко приводит к поверхностности в работе. Как актуальна сейчас проблема различных тренингов и курсов, которые ведут далеко не профессионалы.

3. Проблема платности психологических услуг, проблема «денег–подарков». Поскольку эта проблема является в условиях коммерциализации образования и психологии крайне важной в этическом плане, мы рассмотрим ее подробнее несколько позже.

4. Проблема близких отношений психолога с клиентом. Проще всего сделать вид, что эта проблема надуманная и надо просто не допускать никаких отношений за пределами профессиональной деятельности.  Так как это влияет как на сам терапевтический процесс между клиентом и психологом. А установление границ – это начало терапевтического процесса.

 5. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»). 

6. Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента, к сожалению, также встречается достаточно часто и к тому же недостаточно освещена в психологической литературе.

Примечательно, что даже такой известнейший психотерапевт, как К. Роджерс, один из основателей гуманистического направления в психотерапии, также обозначает проблему «скучного клиента». Но может ли (и способен ли) себе позволить быть «личностью» и быть «искренним» каждый практический психолог, общающийся со «скучным и не интересным клиентом»?

7. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему. Это как бы «оправдывает» недопустимую тенденцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, превращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы. Мне близко здесь понятие «инвалидизация клиента».

8. Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет для этого ни опыта, ни квалификации

9. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи, когда сложно оценить, действительно ли хорошо поработал психолог. Обыкновенная ссылка на то, что «клиент остался доволен», часто бывает неубедительна, поскольку клиент не всегда понимает суть оказываемой помощи (он ведь не специалист)

10. Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем.  И здесь показана личная терапия.

    Теперь мне хотелось бы вернуться к платности психологических услуг.

     Интересны в этом плане рассуждения известного психотерапевта Эверетта Шострома: «… в бизнесе личность — это уже не столько личность, сколько машина для делания денег…  Как известно, психотерапия базируется на уважении личности и достоинства тех людей, которые обращаются к врачу за помощью. Но тот факт, что пришедший на консультацию человек — не просто страдающая личность, а клиент (!), несколько меняет всю ситуацию. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему практически невозможно удержаться от овеществления своего клиента. Психолога, психотерапевта у нас не принято считать бизнесменом. Это хотя и лестное для меня, но заблуждение. И я, как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом, тоже переживаю глубокий душевный конфликт» (Шостром, 1992. — С. 126).

      Далее Э. Шостром признается, что «за каждую оказанную психотерапевтическую услугу вынужден брать гонорар», но при этом замечает: «…во мне сталкиваются психотерапевт и бизнесмен, но ведь и человек, пришедший на консультацию, неоднороден. Он одновременно личность, требующая помощи, и клиент, которого нужно обслужить» (там же. С. 126—127).  Проблема платности психологических услуг является своеобразной проверкой готовности психолога к внутреннему компромиссу и уровня его профессионального достоинства. Эта проблема как бы аккумулирует в себя все, о чем мы говорили до этого, и преломляет в плоскости взаимоотношений психолога с клиентом.

     И образование цены приема психолога  - это отдельная большая тема. Так как себестоимость включает затраты как на обучение так и на повышение квалификации, супервизии и  личной терапии, то час психолога становится «золотым» и  первое время психолог вынужден  работать в большой минус. Что негативно отражается на его самооценке, по сути. Рассмотрев выше проблемы практического психолога, хотелось бы так же заострить внимание на отношении клиента к самой профессии психолог и высветить основные ложные убеждения по поводу этой профессии:

1. Менталитет, или «психологическая неграмотность», стереотипы

Радует то, что в последнее время подобные представления изменяются и многие люди понимают разницу между психологической, психотерапевтической и психиатрической помощью. И все больше людей, которые желают изменить свою жизнь обращаются к психологу и психотерапевту. Большой вклад в ликвидацию «психологической безграмотности» внесли социальные сети, которые немного расширили понимание психологии как таковой.

2. Близкие и друзья - лучшие помощники.

Отличие житейского психолога от профессионального заключается в знаниях - знаниях о закономерностях работы сознания и бессознательного, законах возрастной психологии, законах, по которым строятся отношения между людьми и т.д.

3. «Трудно довериться незнакомому человеку».

Психолог воспринимается как «чужой», способный выведать самые сокровенные тайны.

Как и в любых отношениях, доверие не появляется сразу, но создается совместной работой

4. «Психолог - лицо финансово заинтересованное. Следовательно, реально помочь, понять человека он не может».

Широко распространен миф об особой корысти психологов. Почему-то считается, что психология - это не работа.

Подготовка практического психолога требует внушительного количества времени и денег. Обучение психотерапии и консультированию в рамках какого-либо направления осуществляется на специальных последипломных обучающих программах. Обязательной частью обучения является прохождение личной терапии. Студенту-психологу необходимо увидеть «изнутри», с позиции клиента, чего можно добиться с помощью психотерапии, а также ощутить на деле, как это работает.

5. Неудачный опыт обращения к психологам. Одна из причин - нереалистичные ожидания.

Даже при условии, что вы попали к хорошему специалисту, неудачи в психотерапии возможны.

6. «Я и сам себе психолог».

Многие разделяют убеждение, что к психологам обращаются только слабые и нытики. Мужчины особенно часто говорят, что пойти к психологу - это слабость, не достойная их, и что человек должен справляться со своими проблемами сам.

7. «Это дорого и не факт, что эффективно».

Главный критерий эффективности психологической помощи - это наличие однозначных позитивных внешних изменений в жизни человека.

8. «Психологи - сами психи, их самих лечить надо».

Да, психологи тоже люди. Поэтому, как было уже сказано выше, большая часть обучения для практических психологов заключается в прохождении личной терапии. Более того, в психоанализе даже существует такое понятие как «раненный целитель» - считается, что у хорошего психотерапевта должно быть какое-то количество личных проблем, чтобы иметь способность сопереживать клиентам, но он должен быть достаточно здоров, чтобы сохранять профессиональную позицию и помогать им.

   Общее понятие, которое можно применить к выше сказанному это понятие  «сопротивления»

   Сопротивление возникает как у психолога так  и у клиента и необходимо иметь внутренние ресурсы самому психологу, чтобы он смог помочь клиенту. А клиент в свою очередь должен быть готов к изменениям и самое главное хотеть их. И если психолог любит свою работу и своих клиентов – то проблем с работой у него не будет.  К каждому психологу -  практику  придут свои клиенты если он готов делится своим принятием .

 

   Профессия психолог предоставляет личности прекрасные возможности и для творческого напряжения, и для решения действительно значимых личностных и общественных проблем, и для полноценного саморазвития и самореализации психолога. Проблема лишь в том, чтобы увидеть эти возможности и воспользоваться ими, не доводя идею творческого напряжения в труде («мук творчества») до абсурда и печального посмешища.

 

Солоненко Ольга. психолог аналитического направления.

психолог Солоненко Ольга 87017321730

 
 
 
Пожаловаться на сайт